Бассейн Аральского моря является одной из серьезнейших экологических трагедий 20-го и 21-го столетия. В условиях, когда большая часть моря уже высохла, роль прибрежных государств должна заключаться в стабилизации ситуации и обеспечении того, чтобы в регионе претворялись в жизнь обязательства по устойчивому развитию в рамках Плана реализации Йоханнесбургской конференции и пан-европейского процесса.
Население, проживающее непосредственно в районе - 70 000, из которых приблизительно 50 % живут в сельских районах. Более 20 поселков, расположенные в районе дельты реки Сырдарьи, и еще пять поселков расположены вокруг малого Аральского моря. Из них 15 рассматриваются как ключевые рыбацкие сообщества. Общее население рыбацких сообществ в регионе, соответственно, общее количество конечных бенефициариев этого проекта оценивается приблизительно в 15 -20 тысяч человек (включая семьи рыбаков). Укрепление потенциала местных сообществ является приоритетом, так как требуется улучшение управлением увеличивающихся рыбных ресурсов в регионе, связанное с заполнением северного Арала. Внимание необходимо сосредоточить на внедрении устойчивой модели ведения рыбного хозяйства, в частности, создания модели устойчивого товарного рыбного хозяйства, отвечая требованиям Программы развития рыбного хозяйства Кызылординской области и приоритета местных властей на обеспечение продовольственной безопасности региона, пострадавшего в результате экологической катастрофы техногенного характера, а также реализации Концепции внедрения принципов зеленой экономики в РК (первоначально на экспериментальной основе на определенных водоемах).
Развитие устойчивого рыбоводства в соответствии с принципами зеленого роста – относительно новое понятие как в Казахстане, так и в других странах Центральной Азии. Необходимо местные сообщества обучить основным принципам зеленой экономики, а также провести ряд тренингов по созданию устойчивых моделей товарных рыбных хозяйств, исходя из международного передового опыта. Потребуется поддерживать открытый диалог и прозрачность отношений между центральными властями и местными предприятиями, а также тесное сотрудничество и координация между соответствующими уполномоченными органами и ведомствами, такими как Департамент природопользования и управления природными ресурсами, Научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, Комитет лесного хозяйства и животного мира, акимат и рыбацкие сообщества.
Несмотря на то, что проект будет осуществляться в Казахстане, основной задачей является развитие широкого стимула и выработка конкретных рекомендаций для внедрения принципов зеленой экономики. Республика Казахстан, в частности, демонстрирует необходимость в развитии своей национальной зеленой экономики и построения соответствующей модели развития устойчивого товарного рыбоводства на региональном уровне.
Этот проект будет реализован на основе сотрудничества между Центром ОБСЕ в Астане и Исполнительной дирекцией Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан (ИД МФСА в РК). Проведение проектных мероприятий будет осуществляться исходя из местного опыта, в первую очередь, из опыта ИД МФСА в реализации проектов в Аральском регионе.
Задачей этого проекта является поддержка Казахстана в проведении реформ в структурах государственного управления рыбными ресурсами с целью внедрения программы комплексного управления рыбными ресурсами. Главная стратегическая ось предложенного проекта нацелена на укрепление потенциала и поддержку инновационных местных инициатив в области рыбного хозяйства, что включает внедрение принципов зеленой экономики в развитии устойчивого товарного рыбоводства в целях сохранения биологического ресурсного потенциала бассейна Аральского моря и защиты его от негативных последствий истощения.