В Республике Казахстан гидротехнические сооружения (далее-ГТС) являются наиболее распространенными типами сооружений с весьма важными функциями, оказывающими большое влияние на экономику, экологическую и социальную сферу. Вопрос безопасной и надежной эксплуатации гидротехнических сооружений приобретает особую актуальность в современных условиях.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 653 крупных гидротехнических сооружения и свыше 200 водохранилищ, общей емкостью более 80 куб.км., из них 66 водохранилищ находятся в республиканской собственности, 157 - в коммунальной, 142 водоема – в частной собственности. 77 объектов - бесхозные, не имеющие владельцев или эксплуатационную службу. Строительство и возведение многих гидротехнических сооружений пришлось на 60-80-ые годы прошлого столетия. Длительный срок эксплуатации, влияние климатических, сейсмических воздействий в местах расположения постепенно приводят к моральному и физическому износу всего комплекса гидротехнических сооружений. Многие гидротехнические сооружения находится в аварийном и предаварийном состоянии. Подавляющее их большинство эксплуатируются без реконструкции и ремонта, в значительной степени выработав свой ресурс, что придает этим объектам повышенную опасность.
Свидетельством этому являются произошедшие в последние годы в стране чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях, а именно наводнение, вызванное прорывом плотины в селе Кызылагаш, размыв плотины водохранилища Кокпекты в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области и другие, которые послужили серьезным уроком по недопущению подобных трагедий в дальнейшем. Данные стихийные бедствия показали также, что положения существующего Водного Кодекса РК по вопросам обеспечения ГТС и другие законодательные акты, в части, касающейся вопросов безопасности плотин не обеспечивают в полной мере решение как правовых, так и организационных вопросов безопасной эксплуатации ГТС, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этих объектах.
Указанные чрезвычайные ситуации вызывают необходимость проведения системного мониторинга, установления должного надзора за обеспечением безопасности ГТС, а также совершенствования нормативно-правовой базы.
Проект будет реализован на основе сотрудничества между Центром ОБСЕ в Астане, ЕЭК ООН и Исполнительной дирекцией Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан (далее - ИД МФСА в РК) при поддержке Комитета по водным ресурсам (далее КВР) Министерства сельского хозяйства (далее МСХ) Республики Казахстан. Проведение проектных мероприятий будет осуществляться с участием международных и национальных экспертов занимающихся вопросами обеспечения безопасности ГТС.
Задачей проекта является поддержка Казахстана в совершенствовании нормативно-правовой базы и упорядочении государственного регулирования отношений в области обеспечения безопасности ГТС.
Первый семинар-тренинг (2-3 июня 2015 г.)